Большой бизнес,
8 июля 2008 г.
Риски страхования 898 просмотров
Считается, что отношение к страхованию является индикатором цивилизованности общества. А по каким параметрам можно определить уровень цивилизованности самого страхования? По каким законам сегодня живет российский страховой рынок? Об этом с "ББ" беседовал заместитель генерального директора ОСАО "Ингосстрах" Николай Галушин.
— Николай Владимирович, что представляет собой современный российский рынок страхования? На сегодняшний день на рынке страхования в нашей стране работает около 800 компаний. Однако в последнее время заметна тенденция к сокращению их количества, в том числе за счет увеличения числа сделок по слияниям и поглощениям. Основными игроками остаются российские страховщики, но доля рынка, которую занимают иностранные компании, неуклонно растет. Общие сборы страховых компаний в России составляют порядка 27 млрд долл. в год, причем интерес к их услугам возрастает и у юридических, и у физических лиц. Наиболее динамично развиваются такие сегменты рынка, как автострахование и страхование жизни - по этому направлению темпы роста в два раза выше, чем в целом по отрасли. Сегодня на страховой рынок приходится около 2% российского ВВП. Он дает рабочие места более четверти миллиона человек, без учета совместителей и агентов.
— Какие, на ваш взгляд, проблемы существуют сегодня на рынке страхования? Негативную реакцию страховщиков вызвало внесение поправок в закон об ОСАГО. У многих компаний вызывает беспокойство и закон "О госзакупках". В этом законе основным критерием выбора поставщика услуги является цена контракта, что не вполне соответствует здравому смыслу при выборе страховщика: в данном случае более разумно отдавать приоритет финансовым возможностям выполнения взятых по контракту обязательств. К проблемам можно отнести и наиболее популярную обеспечительную меру по госконтрактам - страхование ответственности. Рынок не настолько емок, чтобы перестраховывать крупные договоры, количество которых растет.
— Страховой сектор наряду с банковским достаточно жестко регулируется государством. В чем причина такого пристального внимания? Причины жесткого государственного контроля кроются в самой специфике становления российского страхования. Еще по итогам 2004 года страховой надзор заявлял, что на рынке так называемые схемы преобладают над реальным страхованием. В результате деятельности регулятора только за 2005 год премии по страхованию жизни уменьшились со 125 до 25 млрд руб. Госрегулирование направлено на обеспечение защиты страхователей и повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Но страховщики также заинтересованы в развитии саморегулирования рынка. Пусть закона о саморегулируемых организациях для сферы страхования пока нет, но формирование союзов, объединений по различным направлениям - это тот способ, когда мы сами формируем требования к деятельности на рынке и жестко контролируем исполнение взятых на себя обязательств.
— Соответствует ли страховое законодательство современному состоянию рынка? Какие изменения, на ваш взгляд, следовало бы внести в нормативную базу? Законодательство в области страхования следует разделить на две группы: регулирующее деятельность страховщиков и формирующее новые виды страхования. По первому пункту в целом можно говорить о соответствии страхового законодательства состоянию рынка. Что касается второго, то большое количество законопроектов находится в процессе обсуждения. Это проекты законов об обязательном страховании опасных производственных объектов (он до сих пор не прошел второе чтение) и об обязательном страховании ответственности перевозчика, который должен заменить архаичный, недоработанный закон об обязательном страховании пассажиров от несчастных случаев. Идут разговоры о необходимости разработать отдельный закон о сельскохозяйственном страховании. Инициатив много, но результаты пока не соответствуют ожиданиям. Тем не менее ужесточившиеся требования к безопасности в отношении авиационных компаний и других организаций, чья деятельность связана с повышенными рисками, как-то повлияли на их подходы к страхованию? Я не усматриваю прямой связи между ужесточением требований к безопасности и изменением отношения к страхованию. Повышение безопасности - это, прежде всего, требование регулирующих органов. Но с другой стороны, это и вопросы престижа, привлекательности компании, ее конкурентоспособности. А страхование - способ обеспечения гарантий жизнедеятельности компании, выполнение требований со стороны лизинговых или кредитных учреждений. Безусловно, растет потребность в услугах страховщиков, увеличиваются суммы страхования ответственности авиаперевозчиков, но в первую очередь это связано либо с нормативными нововведениями (изменения в Воздушном кодексе РФ), либо с самостоятельным решением того или иного авиаперевозчика, его риск-менеджеров.
— Насколько сегодня сильна конкуренция на рынке страхования? По каким направлениям страхования она наиболее высока? На стремительно растущем российском страховом рынке фактически нет сегментов, в которых бы не присутствовала жесткая конкуренция. И, к сожалению, обостряется далеко не между крупными игроками. Причины этого - избыток страховщиков, политика многих страховых компаний, ориентированная не на результат, а на увеличение объемов любой ценой, отсутствие адекватных специалистов, выстраивающих процессы управления рисками самого страховщика, способных грамотно и в полном объеме рассчитать убыточность, заниматься актуарными расчетами. Страховщики одинаково жестко бьются друг с другом и в корпоративном сегменте рынка, и в розничном, и в страховании воздушных судов, и в страховании выезжающих за рубеж. И чем крупнее клиент, тем серьезнее баталии. В ход идет не только демпинг, но и административные ресурсы и т.д. На жесткую конкуренцию среди страховщиков накладывается еще и сравнительно незначительная общая убыточность по рынку, отсутствие сверхкрупных убытков, которые затронули бы весь рынок или привели бы к коллапсу отдельных игроков. Конкуренцию подогревают и клиенты, которые при выборе страхового агента по-прежнему считают самым важным фактором стоимость услуги, качеству же самой услуги и способности ее обеспечить уделяется значительно меньше внимания. Усложнится ли жизнь для отечественных страховых компаний с активным выходом на российский рынок иностранных игроков? На ваш взгляд, многие ли наши страховщики способны составить конкуренцию иностранцам? Все основные иностранные игроки, которые хотели присутствовать на российском рынке, так или иначе уже давно здесь. Одни открыли в России полноценные компании. Другие до сих пор осуществляют деятельность в статусе представительств. Третьи участвуют в капитале российских страховщиков. В то же время на долю иностранных участников рынка приходится около 8% всего объема сбора страховых премий. Сегодня российские страховщики легко составляют конкуренцию иностранным компаниям, обладая более развитой сетью, большими лоббистскими возможностями, более узнаваемым брендом и т.д. Очевидно, что все эти преимущества не вечны, но отечественные компании не собираются останавливаться на достигнутом.
Вся пресса за 8 июля 2008 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Тенденции, Регулирование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
22 сентября 2025 г.

|
|
СенатИнформ, 22 сентября 2025 г.
Мигрантов без медстраховки предлагают депортировать

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 22 сентября 2025 г.
Суд защитил наследников заемщика от выплаты долга

|
|
Орел-Регион.ru, 22 сентября 2025 г.
Российские автомобилисты поддерживают реформу доплаты за износ

|
|
Медвестник, 22 сентября 2025 г.
Ежегодные расходы на медицину в США могут достичь к 2035 году 9 трлн долларов

|
|
Финмаркет, 22 сентября 2025 г.
В январе-июне общие сборы по страхованию грузов в РФ увеличились на 8,9%

|
|
360.ru, 22 сентября 2025 г.
Автоэксперт Сажин раскритиковал идею с пожизненным заключением для автоподставщиков

|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 22 сентября 2025 г.
Страховка в действии

|
|
Сибирское информационное агентство, Иркутск, 22 сентября 2025 г.
Китайские автомобили: снижение цен на запчасти продолжается

|
|
Российская газета онлайн, 22 сентября 2025 г.
Мошенники активно создают клоны сайтов страховщиков. Как не попасться на уловки аферистов при оформлении полиса

|
|
KubanPress, 22 сентября 2025 г.
Как страховые мошенники действуют на Кубани

|
|
Финам.Ru, 22 сентября 2025 г.
Страховщик Neptune планирует привлечь $368,4 млн в рамках IPO в США

|
|
Авто.ру, 22 сентября 2025 г.
Ограничения скорости, страховка и правила при ДТП: что впишут в ПДД для роботов-доставщиков

|
|
КонсультантПлюс, 22 сентября 2025 г.
Больница не представила на экспертизу протоколы вскрытий – суды решили, что нарушений нет

|
|
Говорит Москва, 22 сентября 2025 г.
Россияне потратили 40 миллиардов рублей на страховку от дронов

|
|
Российская газета онлайн, 22 сентября 2025 г.
Три дня на возврат денег: юрист объяснил новые правила против навязывания допуслуг

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 22 сентября 2025 г.
Сажин назвал перебором пожизненное наказание для автоподставщиков

|
|
raexpert.ru, 22 сентября 2025 г.
«Эксперт РА» подтвердил кредитный рейтинг ООО «Совкомбанк страхование жизни» на уровне ruAA

|
 Остальные материалы за 22 сентября 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|